• VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show

Представление о душе человека в древней Греции

Вторник, 21 Январь 2014 13:50
Оцените материал
(0 голосов)

Изначально душа представлялась в виде специального тонкого тела либо существа, живущего в различных органах. С становлением религиозных взоров душа стала восприниматься как неповторимый двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с «потусторонним миром», где она обитает постоянно, покидая человека.

На этой основе и появились разные идеалистические системы философии, утверждавшие, что идеи, дух, сознание являются первичными, началом каждого присутствующего, а природа, материя вторичными, производными от духа, идей, сознания. Особенно яркими представителями данного направления являются философы школы Пифагора с острова Самос. Пифагорейская школа проповедовала ученье о нерушимом круговороте душ, о том, что душа прикреплена к телу в порядке наказания. Эта школа была не легко религиозной, а представляла собой религиозно-необъяснимый союз. Согласно воззрениям пифагорейцев, мироздание имеет не вещественную, а арифметически-геометрическую конструкцию. Во каждому присутствующем от движения небесных тел до грамматики царит гармоника, имеющая числовое выражение.

Душе тоже присуща гармоника гармоника противоположностей тела. Материалистическое осознавание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что с этой точки зрения психика вторичное, производное от материи явление. Впрочем первые представители материализма были крайне далеки в своих толкованиях о душе от современных представлений о психике. Так, Гераклит (530-470 гг. до н. э. ) следом за философами милетской школы Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом говорит офизической природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению, все вещи суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и сердечное, безостановочно изменяется. В микрокосмосе организма повторяется всеобщий темп перевоплощений огня в масштабах каждого космоса, а огненное предисловие в организме и есть душа психея. Душа, согласно Гераклиту, рождается путем испарения из влаги и, возвращаясь во сырое состояние, умирает. Впрочем между состоянием «влажности» и «огненности» есть уйма переходов. Скажем, о пьяном человеке Гераклит говорит, «что он не примечает, куда идет, потому как психея его сыра». Наоборот, чем душа суше, тем она умней. Говоря о состояниях души, он имеет ввиду не буквальное состояние души как предмета, а нечто возвышенное - словно это идеал каких то стремлений, скажем как профессиональный инвентарь спортсмена, который предлагает в наши дни магазин Ракетка. С идеей огня как основой присутствующего мира мы встречаемся и в работах иного знаменитого древнегреческого мыслителя Демокрита (460-370 гг. до н. э. ), тот, что разработал атомистическую модель мира. Согласно Демокриту, душа - это физическое вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и дюже подвижных. 

Все сердечные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Так, по его суждению, ощущения человека появляются потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха либо атомами, непринужденно «истекающими» от предметов. Из вышесказанного следует, что материализм Демокрита носил наивный механистический нрав.

Прочитано 1568 раз Последнее изменение Понедельник, 08 Июнь 2015 07:59

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены